Версия для слабовидящих
Общая информация
Парциальная программа по работе с детьми и их родителями «Мир Семьи» на 2018-2019 учебный год «Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4»Солнышко» 

Принято на заседании Утверждаю 
Педагогического совета МБДОУ Заведующая МБДОУ Детский сад №4
Детский сад № 4 «Солнышко» «Солнышко»_________/Евстигнеева В.А. /
Протокол №1 от 03.09.2018 года 

Парциальная программа по работе с детьми и их родителями 
«Мир Семьи» на 2018-2019 учебный год

«Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад»

Разработали воспитатели: Панкратова Т.В.
Мальцева Е. М.

г. Осташков


1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка
Семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их развития и воспитания. Семья является основой любого государства (что само по себе имеет абсолютную ценность), главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций, национальной безопасности. Постепенно восстанавливается и наращивается дидактическая система семьи, и соответственно возрастает роль семейного воспитания в образовании ребенка. Проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня большое внимание в государственных и правительственных документах. В «Конституции Российской Федерации» установлено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей». Указом Президента Российской Федерации«О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. 
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения направлен на развитие личности, принятие духовно-нравственных, социальных, семейных ценностей.В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования семейных духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и к другим людям, к обществу, природе. В эпоху глобальных перемен, охвативших все мировое сообщество, в том числе и российский социум, приоритетным становится вопрос о ценностях, формирующихся «в условиях семейного социума» (Г.Н. Филонов). 
Семейные духовно-нравственные ценности – это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре народов России, российского общества и государства. Сегодня важным становится вопрос о научно обоснованной стратегии поиска концептов, средств и механизмов, позволяющих задействовать весь комплекс воспитательных установок и ценностно-личностных ориентаций на формирование семейных духовно-нравственных ценностей.


Основания для разработки программы:

 Конвенция ООН о правах ребенка;
 Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации »;
 Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
 «Декларация о правах ребенка»;
 «Национальная доктрина образования в Российской Федерации»;
 «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
 «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации».

Цель программы: создание необходимых условий для повышения профессиональной компетенции и ответственных взаимоотношений педагогов с семьями воспитанников (способности разрешать разные типы социально – педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка)
Обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада, формирование у детей дошкольного возраста социально – ценностного отношения к семье, как первоосновы принадлежности к народу, Отечеству, а так же личностной системы семейных ценностей, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа.
Задачи программы: 
• совершенствование системы воспитания по формированию семейных ценностей для обеспечения эффективности образовательной деятельности образовательных учреждений Тверского региона, реализующих программы дошкольного, начального, общего, среднего и дополнительного образования детей, в соответствии со стратегией развития российского образования;
• развитие личности, органически сочетающей в себе стремление к формированию семейных ценностей, к самореализации и уважение к правам и интересам членов общества; высокую инициативу и ответственность, гражданские и нравственные качества;
• создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания и развития личности дошкольника на основе семейных, традиционных культурных и религиозных ценностей российского народа;
• снижение уровня асоциальных проявлений среди детей 
Ожидаемые практические результаты:

• содействие семье в реализации воспитательной функции, повышение воспитательного потенциала современной семьи и семейной политики, укрепление авторитета института семьи и его базовых ценностей;
• создание совместной воспитательной платформы для профилактики семейных и социальных патологий;
• формирование способностей к реальной оценке окружающей действительности в сети общечеловеческих ценностей и естественных прав человека;
• развитие способностей к самооценке и самосовершенствованию;
• психологическое благополучие ребёнка в семье;
оптимизация отношений между детьми и родителями. Формирование интереса к своей семье, сохранению семейных традиции и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Развитие навыков исследовательской и творческой работы в совместной деятельности со взрослыми.
Формировать стремление выполнить обещанное, значимые задания совершать добрые дела для семьи, родного дома, детского сада.
Развитие проявлений сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Формирование представлений о родном доме, семейных традициях.
Основные принципы организации воспитания по формированию семейных ценностей.

Процесс формирования семейных ценностей основывается на следующих основных принципах:
• демократизм, суть которого в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий к субъекту воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;
• гуманизм к субъектам воспитания, в процессе которого устанавливаются равноправные партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса, которые могут быть и субъектами и объектами воспитания;
• духовность, проявляющаяся в формировании у дошкольников смысла жизненных духовных ориентаций, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллектуальности и менталитета российского гражданина;
• толерантностькак наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
• вариативность, включающая различные варианты технологий и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в ситуациях неопределенности;
• природоспособность - учет прав пола, возраста, наклонностей, характера, предпочтений воспитуемых, ответственности за саморазвитие, за последствия своих действий и поведения;
• эффективность - как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций;
• воспитывающее обучение - как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин как основных, так и дополнительных образовательных программ в целях личностного развития дошкольников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую самостоятельную деятельность;
• системность - как установление связи между субъектами самостоятельной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;
• социальность - как ориентация на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;
• социальное закаливание - как включение старших дошкольников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Направления работы по программе сформулированы, исходя из идей личностно-ориентированного подхода, с определением субъектов образовательного процесса (ребенок, школьник, педагог, семья) как самостоятельной ценности.

2.Содержательный раздел«Радость жизни в семье»
Базовые составляющие возрастного психического развития.
В возрасте 5 - 7 лет развитие ребенка идет в направлении формирования привязанности к близким. Дети-дошкольники трепетно и романтично любят родителей и очень дорожат их любовью. У них формируется первичная аффективная привязанность к близким. Растет интерес к другим людям и их взаимоотношениям. 
Важные особенности дошкольников – это подражание взрослым и стремление получить похвалу от них. Дошкольник – уже осознает свою индивидуальность, у него есть представления о «хорошем и плохом», о «злом и добром». Ему знакомы чувства сопереживания, обиды, стыда. Восприятие мира у него очень эмоциональное. В этом возрасте ребенок искренне старается радовать родителей, даже если у него это не всегда получается. Основным стимулом деятельности является оценка его поведения взрослыми. Хорошие поступки он чаще всего совершает ради того, чтобы заслужить похвалу. Он уже способен в какой-то мере и к сопереживанию, и к сочувствию. 
При благоприятной обстановке в семье дошкольники – это бесконечные оптимисты, непоседы, фантазеры, любознательные исследователи, творцы, художники. 
Дидактические задачи: Формирование изначальных представлений о семье, о родственных отношениях и их особом значении в жизни человека. Помощь ребенку в усвоении норм поведения и отношений в семье. Укрепление связей и отношений ребенка с родителями и другими членами семьи. 
Формы и методы работы: Индивидуальные беседы по ситуации на темы семейной жизни. Тематическое рассказывание и собеседования. Сюжетно-ролевые игры. Тематическое рисование. Разучивание стихов и песен о семье и о родителях. Методы театральной педагогики. Сочинение сказок и фантазирование на заданную тему. Подготовка подарков родителям и близким.

Перспективный план работы по реализации программы «Мир семьи»

Месяц

Тема

            Задачи

Сентябрь

Дом, в котором ты живешь

 

Мои родители

 

Твое место в доме

Кто в доме живет

Дать понятие, что такое дом, какие дома бывают. Формировать у детей осознание необходимости дома для каждого.

Воспитывать у детей чувство гордости, любви, уважения о членах семьи. Составления рассказа по фотографиям

Развивать диалогическую речь

Закреплять у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье

Октябрь

Кто и как о тебе заботиться

О ком и как заботишься ты

Кто чаще всего читает тебе сказки, гуляет и играет с тобой

Что ты можешь рассказать о своих близких

Кто такие «свои», кто такие «чужие»

Учить детей составлять рассказы

Учить составлять рассказы детей из личного опыта

Формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы

Учить детей составлять рассказы о своей семье

 

Дать детям понятие кого мы называем «своими» и «чужими»

Ноябрь

Рисунок моя семья

Песни стихи о маме, папе, семье

Помощь родителям

Мой братья и сестры

 

Упражнять детей в раскрашивании и зарисовке форм людей. Оценка своего рисунка

Привлечь детей к разучиванию стихов, песен

 

Воспитывать у детей желание радовать своих родных результатами своего труда

Прививать детям доброжелательные отношения к своим братьям и сестрам. Рассказ по фотографиям.

Декабрь

Семейные традиции

 

Поделки к Новому году

Мое «генеалогическое дерево»

Мое имя

Убедить детей в важности сохранения семейных традиций, объединить интересы детей и взрослых.

Предложить родителям вместе с детьми совместную работу, сделать поделку к новому году

Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо».

Привлечь родителей для беседы с детьми

Январь

Семейные праздники

Бабушки и дедушки

 

Понятие прабабушка и прадедушка

Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о семейных праздниках

Воспитывать любовь и уважение к старшим членам своей семьи. Рассказ о бабушке, о дедушке по фотографиям.

Дать детям понятие о значении слов «прабабушка» и «прадедушка»

Февраль

Наши семейные увлечения

Мой папа самый лучший

Труд в семье

 

Наши домашние питомцы

Развитие интереса к увлечениям своей семьи

Совершенствовать умение составлять рассказ о своем папе

Формировать представление о правильной организации труда в семье,

воспитывать аккуратность и точность при выполнении домашних дел и их планировании

Прививать любовь к животным. Рассматривание фотографий

Март

Лучшая мама

Друзья. Разговор о друзьях

Как мы заботимся о друзьях наших меньших

Мои добрые дела

Совершенствовать у мнение составлять рассказ о своей маме.

Дать детям понятие о слове друзья. Прослушивание детских рассказов о дружбе и друзьях.

Продолжать прививать любовь к животным и птицам

 

Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Рассматривание рисунков детей на тему «мои добрые дела

Апрель

Досуг в семье

Гуляем всей семьёй

Все работы хороши, выбирай на вкус

Стенгазета «Моя семья»

Какими мы станем

Рассказ родителей о досуге семьи.

Совместный рассказ детей и родителей о том, где и как мы отдыхаем

Рассказ детей о том, где работают их родители и где бы работать хотели они.

 

Выставка стенгазет «Моя семья», сделанных  своими руками.

Составления альбома из семейных фотографий

Май

Праздник День Победы

 

Герб моей семье

Как должен вести себя ребенок, что бы его любили и хвалили

Подведение итогов

 

Прослушивание аудио записи с рассказами о войне старшего поколения. Выставка детских рисунков

Проведение выставки родительских рисунков "Герб семьи"

Учить детей высказывать свои мысли по данной теме.

 

Выставка рисунков, поделок, стенгазет, семейных альбомов, фотографий


Художественная литература для чтения и заучивания наизусть


1. А. Барто «Вовка – добрая душа». 
2. А. Гайдар «Чук и Гек» (главы).
3. А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку».
4. В. Бианки «Аришка – трусишка».
5. В. Вересаев «Братишка». 
6. В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок».
7. В.Маяковский «Что такое хорошо».
8. В.Орлов «Кто – то», «Гости», «Не бойся, бабушка!», «Родня»
9. В. Осеева «Просто старушка».
10. Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».
11. Г.Глушнёв «Мама»
12. Д.Габе «Моя семья».
13. Е. Благинина «Аленушка», «Посидим в тишине».
14. З. Воскресенская «Секрет».
15. Л. Квитко «Бабушкины руки».
16. Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Косточка», «Прыжок», басни.
17. М.Ветров «Мой папа – рыбак»
18. М. Зощенко «Показательный ребёнок». 
19. Н. Носов «Ступеньки», «Шурик у дедушки».
20. П. Воронько «Мальчик Помогай». 
21. С. Смоленцева-Коростылёва «В гостях у бабушки»
22. Султание «Спасибо, сынок», «Вечерние сказки»
23. Ш. Перро «Красная Шапочка», «Фея»
24. Я. Аким «Неумейка»
Крымчакская сказка «Падишах и три сестры» 
Русские народные сказки «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр. А. Н. Толстого).
Молдавская народная сказка «Как братья отцовский клад нашли» (обр. М. Булатова).

Используемая литература и интернет-ресурсы:

• Семейные ценности. Сайт //http://semcennosti.info/
• А. Лопатина,М.Скребцова «Беседы и сказки о семье для детей и взрослых»
• В.И.Ветрова,Т.Д.Стульник «Этические беседы с дошкольниками»
• В.Е.Лопатин «Родитель – ребёнок – педагог» модели развития взаимоотношений
• Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей. Дошкольное воспитание. 2002. N9. C. 52 – 58.
• Доронина Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N1. – С. 41 – 49.
• Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: Линка – пресс, 2002
• Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете – М. «Просвещение», 2007
• .Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера», 2004
• .Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю. Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007
• .С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005
• Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008
• Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. - М., 2010
• Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей. - М.: Школьная прессе, 2011


 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: