Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4»Солнышко»
Принято на заседании Утверждаю
Педагогического совета МБДОУ Заведующая МБДОУ Детский сад №4
Детский сад № 4 «Солнышко» «Солнышко»_________/Евстигнеева В.А. /
Протокол №1 от 03.09.2018 года
Парциальная программа по работе с детьми и их родителями
«Мир Семьи» на 2018-2019 учебный год
«Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад»
Разработали воспитатели: Панкратова Т.В.
Мальцева Е. М.
г. Осташков
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их развития и воспитания. Семья является основой любого государства (что само по себе имеет абсолютную ценность), главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций, национальной безопасности. Постепенно восстанавливается и наращивается дидактическая система семьи, и соответственно возрастает роль семейного воспитания в образовании ребенка. Проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня большое внимание в государственных и правительственных документах. В «Конституции Российской Федерации» установлено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей». Указом Президента Российской Федерации«О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения направлен на развитие личности, принятие духовно-нравственных, социальных, семейных ценностей.В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования семейных духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и к другим людям, к обществу, природе. В эпоху глобальных перемен, охвативших все мировое сообщество, в том числе и российский социум, приоритетным становится вопрос о ценностях, формирующихся «в условиях семейного социума» (Г.Н. Филонов).
Семейные духовно-нравственные ценности – это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре народов России, российского общества и государства. Сегодня важным становится вопрос о научно обоснованной стратегии поиска концептов, средств и механизмов, позволяющих задействовать весь комплекс воспитательных установок и ценностно-личностных ориентаций на формирование семейных духовно-нравственных ценностей.
Основания для разработки программы:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации »;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
«Декларация о правах ребенка»;
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации»;
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации».
Цель программы: создание необходимых условий для повышения профессиональной компетенции и ответственных взаимоотношений педагогов с семьями воспитанников (способности разрешать разные типы социально – педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка)
Обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада, формирование у детей дошкольного возраста социально – ценностного отношения к семье, как первоосновы принадлежности к народу, Отечеству, а так же личностной системы семейных ценностей, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа.
Задачи программы:
• совершенствование системы воспитания по формированию семейных ценностей для обеспечения эффективности образовательной деятельности образовательных учреждений Тверского региона, реализующих программы дошкольного, начального, общего, среднего и дополнительного образования детей, в соответствии со стратегией развития российского образования;
• развитие личности, органически сочетающей в себе стремление к формированию семейных ценностей, к самореализации и уважение к правам и интересам членов общества; высокую инициативу и ответственность, гражданские и нравственные качества;
• создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания и развития личности дошкольника на основе семейных, традиционных культурных и религиозных ценностей российского народа;
• снижение уровня асоциальных проявлений среди детей
Ожидаемые практические результаты:
• содействие семье в реализации воспитательной функции, повышение воспитательного потенциала современной семьи и семейной политики, укрепление авторитета института семьи и его базовых ценностей;
• создание совместной воспитательной платформы для профилактики семейных и социальных патологий;
• формирование способностей к реальной оценке окружающей действительности в сети общечеловеческих ценностей и естественных прав человека;
• развитие способностей к самооценке и самосовершенствованию;
• психологическое благополучие ребёнка в семье;
оптимизация отношений между детьми и родителями. Формирование интереса к своей семье, сохранению семейных традиции и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Развитие навыков исследовательской и творческой работы в совместной деятельности со взрослыми.
Формировать стремление выполнить обещанное, значимые задания совершать добрые дела для семьи, родного дома, детского сада.
Развитие проявлений сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Формирование представлений о родном доме, семейных традициях.
Основные принципы организации воспитания по формированию семейных ценностей.
Процесс формирования семейных ценностей основывается на следующих основных принципах:
• демократизм, суть которого в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий к субъекту воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;
• гуманизм к субъектам воспитания, в процессе которого устанавливаются равноправные партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса, которые могут быть и субъектами и объектами воспитания;
• духовность, проявляющаяся в формировании у дошкольников смысла жизненных духовных ориентаций, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллектуальности и менталитета российского гражданина;
• толерантностькак наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
• вариативность, включающая различные варианты технологий и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в ситуациях неопределенности;
• природоспособность - учет прав пола, возраста, наклонностей, характера, предпочтений воспитуемых, ответственности за саморазвитие, за последствия своих действий и поведения;
• эффективность - как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций;
• воспитывающее обучение - как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин как основных, так и дополнительных образовательных программ в целях личностного развития дошкольников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую самостоятельную деятельность;
• системность - как установление связи между субъектами самостоятельной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;
• социальность - как ориентация на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;
• социальное закаливание - как включение старших дошкольников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Направления работы по программе сформулированы, исходя из идей личностно-ориентированного подхода, с определением субъектов образовательного процесса (ребенок, школьник, педагог, семья) как самостоятельной ценности.
2.Содержательный раздел«Радость жизни в семье»
Базовые составляющие возрастного психического развития.
В возрасте 5 - 7 лет развитие ребенка идет в направлении формирования привязанности к близким. Дети-дошкольники трепетно и романтично любят родителей и очень дорожат их любовью. У них формируется первичная аффективная привязанность к близким. Растет интерес к другим людям и их взаимоотношениям.
Важные особенности дошкольников – это подражание взрослым и стремление получить похвалу от них. Дошкольник – уже осознает свою индивидуальность, у него есть представления о «хорошем и плохом», о «злом и добром». Ему знакомы чувства сопереживания, обиды, стыда. Восприятие мира у него очень эмоциональное. В этом возрасте ребенок искренне старается радовать родителей, даже если у него это не всегда получается. Основным стимулом деятельности является оценка его поведения взрослыми. Хорошие поступки он чаще всего совершает ради того, чтобы заслужить похвалу. Он уже способен в какой-то мере и к сопереживанию, и к сочувствию.
При благоприятной обстановке в семье дошкольники – это бесконечные оптимисты, непоседы, фантазеры, любознательные исследователи, творцы, художники.
Дидактические задачи: Формирование изначальных представлений о семье, о родственных отношениях и их особом значении в жизни человека. Помощь ребенку в усвоении норм поведения и отношений в семье. Укрепление связей и отношений ребенка с родителями и другими членами семьи.
Формы и методы работы: Индивидуальные беседы по ситуации на темы семейной жизни. Тематическое рассказывание и собеседования. Сюжетно-ролевые игры. Тематическое рисование. Разучивание стихов и песен о семье и о родителях. Методы театральной педагогики. Сочинение сказок и фантазирование на заданную тему. Подготовка подарков родителям и близким.
Перспективный план работы по реализации программы «Мир семьи»
Месяц |
Тема |
Задачи |
Сентябрь |
Дом, в котором ты живешь
Мои родители
Твое место в доме Кто в доме живет |
Дать понятие, что такое дом, какие дома бывают. Формировать у детей осознание необходимости дома для каждого. Воспитывать у детей чувство гордости, любви, уважения о членах семьи. Составления рассказа по фотографиям Развивать диалогическую речь Закреплять у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье |
Октябрь |
Кто и как о тебе заботиться О ком и как заботишься ты Кто чаще всего читает тебе сказки, гуляет и играет с тобой Что ты можешь рассказать о своих близких Кто такие «свои», кто такие «чужие» |
Учить детей составлять рассказы Учить составлять рассказы детей из личного опыта Формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы Учить детей составлять рассказы о своей семье
Дать детям понятие кого мы называем «своими» и «чужими» |
Ноябрь |
Рисунок моя семья Песни стихи о маме, папе, семье Помощь родителям Мой братья и сестры
|
Упражнять детей в раскрашивании и зарисовке форм людей. Оценка своего рисунка Привлечь детей к разучиванию стихов, песен
Воспитывать у детей желание радовать своих родных результатами своего труда Прививать детям доброжелательные отношения к своим братьям и сестрам. Рассказ по фотографиям. |
Декабрь |
Семейные традиции
Поделки к Новому году Мое «генеалогическое дерево» Мое имя |
Убедить детей в важности сохранения семейных традиций, объединить интересы детей и взрослых. Предложить родителям вместе с детьми совместную работу, сделать поделку к новому году Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо». Привлечь родителей для беседы с детьми |
Январь |
Семейные праздники Бабушки и дедушки
Понятие прабабушка и прадедушка |
Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о семейных праздниках Воспитывать любовь и уважение к старшим членам своей семьи. Рассказ о бабушке, о дедушке по фотографиям. Дать детям понятие о значении слов «прабабушка» и «прадедушка» |
Февраль |
Наши семейные увлечения Мой папа самый лучший Труд в семье
Наши домашние питомцы |
Развитие интереса к увлечениям своей семьи Совершенствовать умение составлять рассказ о своем папе Формировать представление о правильной организации труда в семье, воспитывать аккуратность и точность при выполнении домашних дел и их планировании Прививать любовь к животным. Рассматривание фотографий |
Март |
Лучшая мама Друзья. Разговор о друзьях Как мы заботимся о друзьях наших меньших Мои добрые дела |
Совершенствовать у мнение составлять рассказ о своей маме. Дать детям понятие о слове друзья. Прослушивание детских рассказов о дружбе и друзьях. Продолжать прививать любовь к животным и птицам
Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Рассматривание рисунков детей на тему «мои добрые дела |
Апрель |
Досуг в семье Гуляем всей семьёй Все работы хороши, выбирай на вкус Стенгазета «Моя семья» Какими мы станем |
Рассказ родителей о досуге семьи. Совместный рассказ детей и родителей о том, где и как мы отдыхаем Рассказ детей о том, где работают их родители и где бы работать хотели они.
Выставка стенгазет «Моя семья», сделанных своими руками. Составления альбома из семейных фотографий |
Май |
Праздник День Победы
Герб моей семье Как должен вести себя ребенок, что бы его любили и хвалили Подведение итогов
|
Прослушивание аудио записи с рассказами о войне старшего поколения. Выставка детских рисунков Проведение выставки родительских рисунков "Герб семьи" Учить детей высказывать свои мысли по данной теме.
Выставка рисунков, поделок, стенгазет, семейных альбомов, фотографий |
Художественная литература для чтения и заучивания наизусть
1. А. Барто «Вовка – добрая душа».
2. А. Гайдар «Чук и Гек» (главы).
3. А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку».
4. В. Бианки «Аришка – трусишка».
5. В. Вересаев «Братишка».
6. В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок».
7. В.Маяковский «Что такое хорошо».
8. В.Орлов «Кто – то», «Гости», «Не бойся, бабушка!», «Родня»
9. В. Осеева «Просто старушка».
10. Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».
11. Г.Глушнёв «Мама»
12. Д.Габе «Моя семья».
13. Е. Благинина «Аленушка», «Посидим в тишине».
14. З. Воскресенская «Секрет».
15. Л. Квитко «Бабушкины руки».
16. Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Косточка», «Прыжок», басни.
17. М.Ветров «Мой папа – рыбак»
18. М. Зощенко «Показательный ребёнок».
19. Н. Носов «Ступеньки», «Шурик у дедушки».
20. П. Воронько «Мальчик Помогай».
21. С. Смоленцева-Коростылёва «В гостях у бабушки»
22. Султание «Спасибо, сынок», «Вечерние сказки»
23. Ш. Перро «Красная Шапочка», «Фея»
24. Я. Аким «Неумейка»
Крымчакская сказка «Падишах и три сестры»
Русские народные сказки «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр. А. Н. Толстого).
Молдавская народная сказка «Как братья отцовский клад нашли» (обр. М. Булатова).
Используемая литература и интернет-ресурсы:
• Семейные ценности. Сайт //http://semcennosti.info/
• А. Лопатина,М.Скребцова «Беседы и сказки о семье для детей и взрослых»
• В.И.Ветрова,Т.Д.Стульник «Этические беседы с дошкольниками»
• В.Е.Лопатин «Родитель – ребёнок – педагог» модели развития взаимоотношений
• Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей. Дошкольное воспитание. 2002. N9. C. 52 – 58.
• Доронина Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N1. – С. 41 – 49.
• Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: Линка – пресс, 2002
• Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете – М. «Просвещение», 2007
• .Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера», 2004
• .Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю. Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007
• .С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005
• Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008
• Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. - М., 2010
• Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей. - М.: Школьная прессе, 2011